В начале 20-х годов XX века сложились благоприятные условия для развития культуры народа. Важнейшей задачей было создание чеченской массовой письменности, уже в 1923 году в газетах начали печататься стихи, рассказы, очерки. И вполне закономерным явлением на этом фоне было появление в молодой чеченской литературе драматургии. В Чечне организовываются самодеятельные кружки, которые дают толчок возникновению и развитию драматической литературы.
Первый постоянно действующий драматический кружок в Чечне был организован в 1928 году большим любителем сцены Магомедом Яндаровым из слушателей областных курсов низовых работников. В помещении курсов была устроена примитивная сцена, здесь М. Яндаров репетировал с самодеятельными артистами свои пьесы, а также пьесы драматургов Д. Шерипова, И. Эльдарханова, С. Бадуева. Кружок примерно два раза в месяц показывал спектакль. В то время М. Яндарову помогали Д. Шерипов, Н. Мосиенко и другие энтузиасты.
1 мая 1931 года на базе этого драматического кружка была открыта студия Чеченского национального театра, первым директором которой стал М. Яндаров. В студию было набрано 45 человек, в основном из художественной самодеятельности, из них 9 женщин. Как бы ни смотрели на это сегодня, по тому времени это была целая революция: впервые в истории Чечни женщина выступала вместе с мужчиной на сцене театра. Многие из студийцев оставались неграмотными, большинство — малограмотными. Они почти не знали русского языка, поэтому для них была разработана специальная программа, рассчитанная на два года. Кроме основных занятий по искусству, студийцы изучали национальный вопрос, вопросы государственного строительства и другие.
Одновременно студийцы продолжали выступать со спектаклями в районах Чечни и в городе Грозном. Национальный театр-студия с самого начала своей творческой деятельности самым тесным образом связал себя с задачами обновляющейся жизни в Чечне.
Театр сразу же завоевал широкую популярность. В одном из номеров за 1933 год газета «Известия» писала о деятельности чеченского театра: «Театр работает чрезвычайно напряженно: выезжая для постановки в аулы, он продолжает оставаться студией, обучающей актеров грамоте и театральному мастерству. Ищет пути показа зрелища без боковых декораций, мешающих зрителю, он пытается приспособиться к условиям аула, когда негде поставить подмостки и негде поставить зрителей. И уже в аулах молодежь, девушки приходят к актрисам и спрашивают, как им уйти из аула и попасть в театр. Они решаются на это, не боясь проклятий своих матерей».
В газете «Грозненский рабочий» 25 июня 1933 года сообщалось: «Театр разъезжал по аулам. Сегодня его видели на верхнем Тереке, через неделю он спустился к Старому-Юрту, а через две — играл где-нибудь в предгорной Шалинской зоне…
На спектакли стекалось большое количество зрителей, гораздо больше, чем могут вместить небольшие аульные школы. Они располагаются во всех положениях: сидя на полу, стоя, на скамейках, поддерживая друг друга на плечах. Такой тяги к театру, тяги к культурному зрелищу не увидеть нигде».
15 июля 1933 года в торжественной обстановке студийцы чеченского театра показали свой дипломный спектакль по пьесе С. Бадуева «Красная крепость», посвященный событиям гражданской войны в Чечне.
С того дня студия стала называться Чеченским государственным драматическим театром. Студию окончило 23 человека. Среди них Асет Исаева, Шамсуддин Кагерманов, Баудин Эльмурзаев, Асет Ташухаджиева, Исмаил Ибрагимов, Тута Алхазов, Вера Ткачева и другие. Некоторые из первых актеров национального театра до последнего времени выступали на его сцене: заслуженные и народные артистки республики Т. Алиева, А. Ташухаджиева, З. Исакова и многие другие.
Вместе с театром развивалась драматургия. Выдающаяся роль в развитии театра и национальной драматургии принадлежит основоположнику чеченской советской литературы Сайду Бадуеву. Вся его творческая деятельность с момента зарождения студии была тесно связана с театром и его коллективом. Собственно говоря, театр жил на его пьесах. Менее чем за десять лет творческой деятельности С. Бадуев создал 15 оригинальных пьес. Национальный театр испытывал большие затруднения в создании репертуара из-за отсутствия произведений своих драматургов. Бадуев в этом отношении оказывал незаменимую помощь: писал пьесы всех жанров, разрабатывая многие актуальные проблемы жизни народа, его прошлой истории и современности. Его перу принадлежат такие сценические произведения, как «Закон отцов», «Горы меняются», «Красная крепость» и другие. Классической стала пьеса «Петимат», которая до последнего времени не сходила со сцены национального театра.
С объединением в 1934 году Чеченской и Ингушской областей в единую область театр стал называться Чечено-Ингушским, хотя пьесы на его сцене шли только на чеченском языке.
В развитии чеченской литературы большую роль сыграла русская литература, что выражается в творческом освоении ее богатого опыта как путем знакомства с оригинальной литературой, так и переводами на родной язык.
Значительная роль в становлении Чеченского театра принадлежит братской Грузии. В 1934 году Грузинский ЦИК и Чеченский облисполком заключили договор, по которому старейший грузинский академический театр имени Шота Руставели взял шефство над молодым, начинающим творческий путь коллективом Чечено-Ингушского драматического театра. В порядке шефской помощи из Тбилиси в Грозный был командирован талантливый театральный работник Арчил Чхартишвили, позже народный артист Грузинской ССР, главный режиссер театра имени Шота Руставели.
А. Чхартишвили пришел на должность художественного руководителя и сделал очень много для его становления. Тогда же театр имени Ш. Руставели открыл специальную студию для подготовки творческих сил Чечено-Ингушского театра, которую к маю месяцу 1936 года окончили 19 человек.
На сцене национального театра зритель имел возможность познакомиться не только с национальной драматургией, но и с мировой классикой, пьесами драматургов многих народов бывшего СССР.
На чеченский язык были переведены такие пьесы, как «Овечий источник» Лопе де Вега, «Коварство и любовь» Шиллера, «Слуга двух господ» Гольдони, «Лекарь поневоле» Мольера, «Женитьба» Гоголя, «Платон Кречет» Корнейчука, «Горцы» Фатуева, «Храбрый Кикила» Тамрекели и Нахуцрашвили и другие. Причем переводные пьесы пользовались огромным вниманием у зрителя. Таким образом, шло приобщение горца к лучшим достижениям мировой драматургии.
Появились истинные энтузиасты национального театра, оказывавшие ему всяческую помощь. В разные годы в национальном театре работали А.А.Туганов (художественный руководитель), Мамед Алили (режиссер), Л.А.Леонов (балетмейстер), художники Ираклий Гамрекели, Э.А. Бернгард, композиторы Г. Мепурнов и А.А. Александров, режиссеры В.Э.Вайнштейн и М.Г.Минаев, народный артист СССР В.В.Меркурьев и многие другие.
От спектакля к спектаклю росло сценическое мастерство актеров, раскрывались их творческие возможности. В 1937 году в театр пришел первый режиссер-чеченец с высшим специальным образованием. Это был молодой выпускник ГИТИСа Гарун Батукаев. Приход в театр режиссера, знающего язык, быт, традиции народа, культурный уровень и запросы зрителя, имел большое значение. Вскоре это сказалось на качестве спектаклей.
Журнал «Театр» писал: «Приезжая в Грозный, неожиданно увлекаешься блистательным спектаклем «Храбрый Кикила» в Чечено-Ингушском национальном театре. Спектакль, поставленный режиссером Гарун аль-Раажд Батукаевым, пленяет как красивая песенка, и недаром он так популярен далеко за пределами города, в горных аулах республики.» (Театр. 1940, N8, с. 79)
Знаменательным событием в жизни национального театра явилось открытие в 1938 году Чечено-Ингушской театральной студии при ГИТИСе.
В 1940 году Т.Батукаеву, В.Вайнштейну, Б.Ильясову, О.Горчханову, Я.Зубайраеву, И.Ибрагимову было присвоено почетное звание заслуженных артистов ЧИАССР. Позже некоторые актеры стали народными артистами республики.
Серьезным экзаменом на творческую зрелость театра и драматургии стала Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Чечено-Ингушский театр немедленно перестроился на военный лад, поставив себя на службу справедливой борьбе народа с фашистскими захватчиками.
Национальный театр находился на казарменном положении. Из творческого коллектива было организовано три бригады по художественному обслуживанию митингов, собраний в клубах, на избирательных участках, в войсковых частях и госпиталях. В составе бригад были ведущие артисты театра, филармоний, государственного ансамбля песни и танца, такие мастера сцены, как М. Эсамбаев, А. Хамидов, Я. Зубайраев, Т. Алиева, А. Исаева, А. Садыков, В. Дакашев и другие. В программах бригад — скетчи, антифашистские стихи, песни и пляски.
Артистические бригады дали несколько сот спектаклей и концертов для трудящихся республики, в действующей армии, в отдаленных горных аулах, порой перетаскивая свой театральный реквизит на собственных спинах. Все работали с исключительной активностью. Популярность театра была огромной. Так, с 15 июля по 10 августа 1941 года бригады артистов дали пятьдесят три концерта, обслужив более тринадцати тысяч человек.
Театр также успевал выступать с концертами, сборы от которых были переданы на постройку эскадрильи «Советский артист» и в пользу военных госпиталей. Многие актеры театра ушли на фронт и погибли в борьбе с фашизмом.
Второе рождение пережил театр в конце пятидесятых годов, после восстановления автономии народа и его возвращения на родину. В него вернулись старые актеры, росшие вместе с ним с первых лет зарождения, их ряды пополнила талантливая высокообразованная, культурная молодежь, многие из которой окончили национальную студию Ленинградского театрального института имени А. Островского.
Вместе с такими известными актерами, как Я.Зубайраев, А.Хамидов, А.Исаева, Х.Мустапасва и другими, в театре рука об руку стали работать молодые таланты А.Дениев, З.Багалова, Ю.Идаев, Д.Омаев и многие другие.
В 1974 году в театр влилось новое поколение актеров — выпускники Чечено-Ингушской студии ГИТИСа Х.Азаев, З.Радуева, А.Джамаев и другие. Состоялись выпуски актеров для национального театра в других известных вузах страны.
Как замечательные мастера своего дела зарекомендовали себя режиссеры М.Солцаев, Р.Хакишев.
В то же время значительные успехи делает и чеченская драматургия. Не сходят со сцены пьесы «Асланбек Шерипов» Х.Ошаева, «Бож-Али» А.Хамидова, пьесы У.Ахмадова, С.Гацаева.
Пьеса А.Хамидова «Бож-Али» была переведена на многие языки и поставлена в республиках бывшего СССР.
На сцене Чеченского драматического театра увидели свет рампы пьесы ингушских, русских, азербайджанских, дагестанских, грузинских, осетинских, узбекских и других авторов.
Заметным явлением в чеченском сценическом искусстве стали пьесы мировой классики — «Отелло» и «Ромео и Джульетта» В.Шекспира, «Кровавая свадьба» Г.Лорки, мастерски поставленные М.Солцаевым, Р.Хакишевым и блестяще сыгранные актерами театра.
Дружный, талантливый коллектив театра и сегодня в движении. Идет обновление репертуара, устанавливаются связи с молодыми драматургами. Театр уверенно выходит из кризиса, вызванного ломкой общественных отношений, вхождением в рыночные отношения.
Источник: checheninfo.ru