С 30 июня по 16 июля в г. Судак, бухта Капсель на территории арт-кластера “Таврида. АРТ” Академии творческих индустрий “Меганом” прошел первый этап программы “Академия Кирилла Крока “Директора театров Будущего”. В рамках программы 27 молодых театральных продюсеров и менеджеров в течении трех месяцев будут обучаться навыкам управления государственным культурным учреждением: от строительства здания и взаимодействия с органами власти до выпуска репертуара и управления творческим коллективом.
По поручению министра культуры ЧР Айшат Рамзановны Кадыровой, худ. руководитель-директор Чеченского государственного драматического театра им. Х. Нурадилова, заслуженный работник культуры РФ, народная артистка ЧР Хава Лолиевна Ахмадова направила на обучение по данной программе заместителя по гастрольной деятельности Сайд-Ахмада Докаева.
Руководителем и идейным вдохновителем курса стал директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, руководитель Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель искусств РФ и Лауреат Премии Правительства РФ Кирилл Крок.
Образовательная программа “Академия Кирилла Крока “Директора театров Будущего” разделена на три модуля, которые проходят в офлайн- и онлайн-формате. С 30 июня по 16 июля вместе с экспертами участники программы обсуждали стратегии развития театра, научились выстраивать коммуникацию между директором и художественным руководителем, решать управленческие задачи в условиях неопределенности и освоили новые маркетинговые инструменты. С 24 июля по 11 сентября программа была продолжена в онлайн. Второй блок обучения посвящен современным художественным тенденциям, возможностям НКО для творческой деятельности, правовым аспектам в театральной сфере, фандрайзингу и психологическим аспектам деятельности руководителя. Особое место в программе курса занимает работа с грантовыми системами. Вместе с ведущими экспертами участники учатся грамотно составлять смету проекта, распределять роли в команде, а также привлекать партнеров и взаимодействовать с ними в рамках социального проектирования. Полученные знания участники программы применят, работая над итоговым заданием курса, ー созданием “Стратегии развития театра / учреждения культуры / фестиваля” для своего региона. Третий, завершающий этап обучения состоится в рамках Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров в Геленджике с 19 по 23 сентября. Участники выйдут на защиту итоговых работ и презентуют свои идеи театральным деятелям России, представителям органов власти и культурных институций, чтобы обрести поддержку инициатив. Участники образовательной программы получат удостоверение от Театрального института имени Бориса Щукина об успешном освоении курса. Курирует образовательную программу продюсер направления “Театр и цирк” арт-кластера “Таврида” Ольга Маркелчева, а сокуратором выступает директор “Театрального проекта 27” Наталия Сергеевская.
Стоит отметить, что Академия “Меганом” является одной из составляющих арт-кластера “Таврида. АРТ”, который в свою очередь входит в федеральный проект “Молодежь России” национального проекта “Образование” и реализуется при поддержке Федерального агентства по делам молодежи. “Таврида. АРТ” имеет статус всероссийского молодежного образовательного форума и является платформой возможностей для молодых деятелей культуры, искусства и творческих индустрий.
По словам руководителя арт-кластера “Таврида” Сергея Першина: “Каждый наш проект – это шанс для молодых профессионалов творческих и креативных индустрий воплотить самые смелые свои мечты и войти в историю. Такие возможности сегодня есть только в России.”
Академия “Меганом” начала свою работу в этом году и стала ядром арт-кластера Таврида. Расположена на территории 27 гектаров и является концептуально новой образовательной средой для представителей культуры, искусства и творческих индустрий. В Академии “Меганом” благодаря современной архитектуре и развитой инфраструктуре самые смелые творческие идеи находят отклик и возможности для практической реализации. Участникам программ предложено несколько направлений обучения: зрелищные искусства (театр), музыка, дизайн / индустрия моды, меганомика, управление проектами, программа для участников СВО, партнерская программа, изобразительное искусство, боевые искусства, зрелищные искусства, дизайн / архитектура, управление изменениями, новые медиа.
Программа “Академия Кирилла Крока “Директора театров Будущего” предназначена для театральных продюсеров, заместителей директоров театров. Среди наставников известные деятели культуры и искусства:
- Кирилл Крок – директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова
- Наталия Сергеевская – директор “Театрального проекта 27”
- Егор Мухин – исполнительный директор Пермского академического “Театра-Театра”
- Айрат Тухватуллин – первый заместитель художественного руководителя МХТ им. А. П. Чехова
- Сергей Самодов – директор Архангельского театра драмы им. М. В. Ломоносова
- Евгения Карпанина – эксперт по фандрайзингу и арт-проектированию
- Валерия Маламура – юрист МХТ им. А. П. Чехова, автор телеграм-канала “ЮрКульт”
- Сергей Осинцев – директор Тюменского Большого драматического театра
- Игорь Колобов-Тесля – заместитель директора по организации зрителя и эксплуатации спектаклей Московского Губернского драматического театра
- Анастасия Панова-Малевинская – заместитель художественного руководителя Архангельского молодежного театра
- Виктора Панова, проектный менеджер Международного фестиваля уличных театров в Архангельске
- Евгений Стодушный – генеральный директор Красноярской краевой филармонии
- Владимир Жуков – директор Московского драматического театра имени А. С. Пушкина
- Мария Литвинова – режиссер, продюсер, актриса, основатель и руководитель частного театра “Трикстер” (Москва)
- Андрей Стрельцов – директор Иркутского областного театра кукол «Аистенок»
- Наталья Кочорашвили – директор Красноярского молодёжного театра ТЮЗ
- Оксана Щукина – финансовый директор Московского Губернского театра, Большого Детского фестиваля и фестиваля “брика Станиславского”
- Тимур Магомедов – директор республиканского русского драматического театра им. М. Горького, директор Северо-Кавказского культурного форума
- Александр Федоренко – художественный руководитель Калининградского драматического театра
- Ильфир Якупов – директор Татарского государственного Академического театра имени Галиасгара Камала, лауреат Республиканской премии им. Мусы Джалиля
- Любовь Васильева – директор Татарского государственного Академического театра имени Галиасгара Камала, лауреат Республиканской премии имени Мусы Джалиля
- Анастасия Постникова – директор Няганского театра юного зрителя — лауреата Большого Детского фестиваля и Российской Национальной театральной Премии “Арлекин”
- Ян Смоленцев – заместитель генерального директора Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии
- Владимир Казаченко – директор театра “Сатирикон” имени Аркадия Райкина
- Валерий Беляев – директор Тамбовского драматического театра “Тамбовтеатр”
- Екатерина Лапшина – директор Московского академического театра имени Вл. Маяковского
- Михаил Барсегов – директор Санкт-Петербургского государственного театра “Мастерская”
- Ольга Романецкая – директор Санкт-Петербургского Государственного Молодежного театра на Фонтанке
- Виктор Минков – художественный руководитель театра “Приют комедианта”
- Игорь Мальцев – директор государственного театра кукол Удмуртской Республики
- Ольга Маркелчева – куратор образовательной программы
Первый день обучения был ознакомительным, далее в течении более чем двух недель проходили занятия в разных форматах и тематиках. Программа построена грамотно, экспертами были учтены все особенности направления, курс проработан детально, что и позволило участникам получить максимальный объем знаний за небольшой период времени. Участники получили ответы на интересующие их вопросы и благодаря наставникам узнали много нового в рамках предложенных тем: “Откуда берутся идеи для проектов. Карта ценностей театра будущего”, “Как определить целевую аудиторию проекта”, “Введение в социальное проектирование. Проблематика и актуальность проекта. Грантовые возможности. Гранты — не страшно”, “Стратегия развития театра в малом городе”, “Экосистема — новый маркетинг”, “Индивидуальные консультации по грантам”, “Пять систем продаж для работы театра”, “Продажи. Финансовые модели деятельности театра и управление себестоимостью в театре. Что и как считать? Понятие “себестоимость показа” — критический фактор при планировании работы”, “Цель и логика проекта”, “Театр — бренд”, “Мой бренд — кризис”, “Как договариваться худруку и директору? Как и о чем разговаривать? Как говорить, с кем угодно и о чем угодно?”, “Важен каждый. Команда проекта”, “Система управления “Двоевластие”. Взаимосвязь и распределение задач”, “Жизнь театра в сегодняшних условиях”, “GR – три уровня инструментов: “Как хихикать о прекрасном”, “Цели и совместные задачи с вашим департаментом”, “Зачем губернатору театр?”, “Привлечение партнеров и взаимодействие с ними в рамках социального проектирования”, “Взаимодействие директора с художественным руководителем театра. Дружить нельзя ругаться”, “Мастерство продюсера/директора. Часть I, II, III, IV”, “Будущее театра — проекты-тренды”, “Составление календарного плана реализации проекта”, “Не бойся быть большим! Опыт Тюменского Большого Драматического театра”, “Целеполагание и виденье в театре”, “Медиа продвижение проекта, SMM и PR для театров. Составление медиа-плана для грантовой заявки”, “Гастроспектакль “Диалоги”, “Частный и государственный театр. Взаимовыгодное партнерство”, “Вызовы, с которыми сталкивается современный театральный руководитель”, “Бизнес процессы: как продавать больше. Привлечение инвестиций и тайм-менеджмент”, “PR-стратегия театра: выстраивание концепции продвижения и ее реализация, когнитивный маркетинг”, “Выстраивание эффективных коммуникаций внутри театрального сообщества”, “Профессиональный руководитель. Минимум, без которого невозможно успешное управление сотрудниками. Есть такая профессия…”, “Многозадачность: контроль и ведение нескольких проектов. Как не выгореть самому и не дать выгореть команде?”, “Продюсерский театр: быть или не быть? Вот в чем вопрос”, “Жизнь после гранта”, “Системный подход к управлению”, “Правила заключения гражданско-правовых договоров”, “Содержание зданий и сооружений театральной сферы”, “Построение команды”, “Моя трансформация в ходе обучения: как работать по-новому, но не быть белой вороной”, “Особенности организации успешных гастролей. Секреты, правила и риски” и другие.
В завершении состоялся итоговый питчинг проектов, предложенных участниками и подведение промежуточных итогов обучения. Проект, предложенный Сайд-Ахмадом Докаевым после защиты попал в ТОП-5 проектов. Первый этап программы прошел прекрасно, атмосфера была великолепной, невероятно красивые пейзажи, отличная организация пребывания и образовательного процесса. Академия оставила незабываемые впечатления участникам программы, обучение продолжается, но уже в онлайн-формате и позднее в г. Геленджик.