С 30 июня по 16 июля в г. Судак, бухта Капсель на территории арт-кластера «Таврида. АРТ» Академии творческих индустрий «Меганом» прошел первый этап программы «Академия Кирилла Крока «Директора театров Будущего». В рамках программы 27 молодых театральных продюсеров и менеджеров в течении трех месяцев будут обучаться навыкам управления государственным культурным учреждением: от строительства здания и взаимодействия с органами власти до выпуска репертуара и управления творческим коллективом.
По поручению министра культуры ЧР Айшат Рамзановны Кадыровой, худ. руководитель-директор Чеченского государственного драматического театра им. Х. Нурадилова, заслуженный работник культуры РФ, народная артистка ЧР Хава Лолиевна Ахмадова направила на обучение по данной программе заместителя по гастрольной деятельности Сайд-Ахмада Докаева.
Руководителем и идейным вдохновителем курса стал директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, руководитель Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель искусств РФ и Лауреат Премии Правительства РФ Кирилл Крок.
Образовательная программа «Академия Кирилла Крока «Директора театров Будущего» разделена на три модуля, которые проходят в офлайн- и онлайн-формате. С 30 июня по 16 июля вместе с экспертами участники программы обсуждали стратегии развития театра, научились выстраивать коммуникацию между директором и художественным руководителем, решать управленческие задачи в условиях неопределенности и освоили новые маркетинговые инструменты. С 24 июля по 11 сентября программа была продолжена в онлайн. Второй блок обучения посвящен современным художественным тенденциям, возможностям НКО для творческой деятельности, правовым аспектам в театральной сфере, фандрайзингу и психологическим аспектам деятельности руководителя. Особое место в программе курса занимает работа с грантовыми системами. Вместе с ведущими экспертами участники учатся грамотно составлять смету проекта, распределять роли в команде, а также привлекать партнеров и взаимодействовать с ними в рамках социального проектирования. Полученные знания участники программы применят, работая над итоговым заданием курса, ー созданием «Стратегии развития театра / учреждения культуры / фестиваля» для своего региона. Третий, завершающий этап обучения состоится в рамках Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров в Геленджике с 19 по 23 сентября. Участники выйдут на защиту итоговых работ и презентуют свои идеи театральным деятелям России, представителям органов власти и культурных институций, чтобы обрести поддержку инициатив. Участники образовательной программы получат удостоверение от Театрального института имени Бориса Щукина об успешном освоении курса. Курирует образовательную программу продюсер направления «Театр и цирк» арт-кластера «Таврида» Ольга Маркелчева, а сокуратором выступает директор «Театрального проекта 27» Наталия Сергеевская.
Стоит отметить, что Академия «Меганом» является одной из составляющих арт-кластера «Таврида. АРТ», который в свою очередь входит в федеральный проект «Молодежь России» национального проекта «Образование» и реализуется при поддержке Федерального агентства по делам молодежи. «Таврида. АРТ» имеет статус всероссийского молодежного образовательного форума и является платформой возможностей для молодых деятелей культуры, искусства и творческих индустрий.
По словам руководителя арт-кластера «Таврида» Сергея Першина: «Каждый наш проект — это шанс для молодых профессионалов творческих и креативных индустрий воплотить самые смелые свои мечты и войти в историю. Такие возможности сегодня есть только в России.»
Академия «Меганом» начала свою работу в этом году и стала ядром арт-кластера Таврида. Расположена на территории 27 гектаров и является концептуально новой образовательной средой для представителей культуры, искусства и творческих индустрий. В Академии «Меганом» благодаря современной архитектуре и развитой инфраструктуре самые смелые творческие идеи находят отклик и возможности для практической реализации. Участникам программ предложено несколько направлений обучения: зрелищные искусства (театр), музыка, дизайн / индустрия моды, меганомика, управление проектами, программа для участников СВО, партнерская программа, изобразительное искусство, боевые искусства, зрелищные искусства, дизайн / архитектура, управление изменениями, новые медиа.
Программа «Академия Кирилла Крока «Директора театров Будущего» предназначена для театральных продюсеров, заместителей директоров театров. Среди наставников известные деятели культуры и искусства:
- Кирилл Крок — директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова
- Наталия Сергеевская — директор «Театрального проекта 27»
- Егор Мухин — исполнительный директор Пермского академического «Театра-Театра»
- Айрат Тухватуллин — первый заместитель художественного руководителя МХТ им. А. П. Чехова
- Сергей Самодов — директор Архангельского театра драмы им. М. В. Ломоносова
- Евгения Карпанина — эксперт по фандрайзингу и арт-проектированию
- Валерия Маламура — юрист МХТ им. А. П. Чехова, автор телеграм-канала «ЮрКульт»
- Сергей Осинцев — директор Тюменского Большого драматического театра
- Игорь Колобов-Тесля — заместитель директора по организации зрителя и эксплуатации спектаклей Московского Губернского драматического театра
- Анастасия Панова-Малевинская — заместитель художественного руководителя Архангельского молодежного театра
- Виктора Панова, проектный менеджер Международного фестиваля уличных театров в Архангельске
- Евгений Стодушный — генеральный директор Красноярской краевой филармонии
- Владимир Жуков — директор Московского драматического театра имени А. С. Пушкина
- Мария Литвинова — режиссер, продюсер, актриса, основатель и руководитель частного театра «Трикстер» (Москва)
- Андрей Стрельцов — директор Иркутского областного театра кукол «Аистенок»
- Наталья Кочорашвили — директор Красноярского молодёжного театра ТЮЗ
- Оксана Щукина — финансовый директор Московского Губернского театра, Большого Детского фестиваля и фестиваля «брика Станиславского»
- Тимур Магомедов — директор республиканского русского драматического театра им. М. Горького, директор Северо-Кавказского культурного форума
- Александр Федоренко — художественный руководитель Калининградского драматического театра
- Ильфир Якупов — директор Татарского государственного Академического театра имени Галиасгара Камала, лауреат Республиканской премии им. Мусы Джалиля
- Любовь Васильева — директор Татарского государственного Академического театра имени Галиасгара Камала, лауреат Республиканской премии имени Мусы Джалиля
- Анастасия Постникова — директор Няганского театра юного зрителя — лауреата Большого Детского фестиваля и Российской Национальной театральной Премии «Арлекин»
- Ян Смоленцев — заместитель генерального директора Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии
- Владимир Казаченко — директор театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина
- Валерий Беляев — директор Тамбовского драматического театра «Тамбовтеатр»
- Екатерина Лапшина — директор Московского академического театра имени Вл. Маяковского
- Михаил Барсегов — директор Санкт-Петербургского государственного театра «Мастерская»
- Ольга Романецкая — директор Санкт-Петербургского Государственного Молодежного театра на Фонтанке
- Виктор Минков — художественный руководитель театра «Приют комедианта»
- Игорь Мальцев — директор государственного театра кукол Удмуртской Республики
- Ольга Маркелчева — куратор образовательной программы
Первый день обучения был ознакомительным, далее в течении более чем двух недель проходили занятия в разных форматах и тематиках. Программа построена грамотно, экспертами были учтены все особенности направления, курс проработан детально, что и позволило участникам получить максимальный объем знаний за небольшой период времени. Участники получили ответы на интересующие их вопросы и благодаря наставникам узнали много нового в рамках предложенных тем: «Откуда берутся идеи для проектов. Карта ценностей театра будущего», «Как определить целевую аудиторию проекта», «Введение в социальное проектирование. Проблематика и актуальность проекта. Грантовые возможности. Гранты — не страшно», «Стратегия развития театра в малом городе», «Экосистема — новый маркетинг», «Индивидуальные консультации по грантам», «Пять систем продаж для работы театра», «Продажи. Финансовые модели деятельности театра и управление себестоимостью в театре. Что и как считать? Понятие «себестоимость показа» — критический фактор при планировании работы», «Цель и логика проекта», «Театр — бренд», «Мой бренд — кризис», «Как договариваться худруку и директору? Как и о чем разговаривать? Как говорить, с кем угодно и о чем угодно?», «Важен каждый. Команда проекта», «Система управления «Двоевластие». Взаимосвязь и распределение задач», «Жизнь театра в сегодняшних условиях», «GR – три уровня инструментов: «Как хихикать о прекрасном», «Цели и совместные задачи с вашим департаментом», «Зачем губернатору театр?», «Привлечение партнеров и взаимодействие с ними в рамках социального проектирования», «Взаимодействие директора с художественным руководителем театра. Дружить нельзя ругаться», «Мастерство продюсера/директора. Часть I, II, III, IV», «Будущее театра — проекты-тренды», «Составление календарного плана реализации проекта», «Не бойся быть большим! Опыт Тюменского Большого Драматического театра», «Целеполагание и виденье в театре», «Медиа продвижение проекта, SMM и PR для театров. Составление медиа-плана для грантовой заявки», «Гастроспектакль «Диалоги», «Частный и государственный театр. Взаимовыгодное партнерство», «Вызовы, с которыми сталкивается современный театральный руководитель», «Бизнес процессы: как продавать больше. Привлечение инвестиций и тайм-менеджмент», «PR-стратегия театра: выстраивание концепции продвижения и ее реализация, когнитивный маркетинг», «Выстраивание эффективных коммуникаций внутри театрального сообщества», «Профессиональный руководитель. Минимум, без которого невозможно успешное управление сотрудниками. Есть такая профессия…», «Многозадачность: контроль и ведение нескольких проектов. Как не выгореть самому и не дать выгореть команде?», «Продюсерский театр: быть или не быть? Вот в чем вопрос», «Жизнь после гранта», «Системный подход к управлению», «Правила заключения гражданско-правовых договоров», «Содержание зданий и сооружений театральной сферы», «Построение команды», «Моя трансформация в ходе обучения: как работать по-новому, но не быть белой вороной», «Особенности организации успешных гастролей. Секреты, правила и риски» и другие.
В завершении состоялся итоговый питчинг проектов, предложенных участниками и подведение промежуточных итогов обучения. Проект, предложенный Сайд-Ахмадом Докаевым после защиты попал в ТОП-5 проектов. Первый этап программы прошел прекрасно, атмосфера была великолепной, невероятно красивые пейзажи, отличная организация пребывания и образовательного процесса. Академия оставила незабываемые впечатления участникам программы, обучение продолжается, но уже в онлайн-формате и позднее в г. Геленджик.