Чеченский драматический театр им. Х. Нурадилова в ушедшем году порадовал своих зрителей, представив зрителям легендарную пьесу А.Н. Островского «Женитьба Бальзаминова». Сложность обращения к классическим текстам заключается, с одной стороны, в том, что их интерпретация должна коррелировать с современными представлениями зрителей, с другой стороны, браться за материал, который не сходит с подмостков мировых театров – от самых известных до периферийных – довольно смело, ведь есть опасность создать очередной «проходной» спектакль по типу и подобию уже имеющихся. Однако в нашем случае, к счастью, театру удалось преодолеть эти трудности и вдохнуть новую жизнь в классическое произведение. Нафталином здесь не пахло, напротив, все было свежо, остро, легко и даже феерично. Граница, когда дело касается комедийной классики, между вкусом и безвкусицей, находками и театральными штампами бывает очень тонка. Режиссер спектакля – художественный руководитель, директор театра – Хава Ахмадова проявила и чувство меры, и талант постановщика, которые позволили избежать клишированности в подаче художественного материала и пошлости.
При всем комизме сюжета и героев Александр Николаевич Островский поднимает в своей комедии довольно острые социальные проблемы: беспощадными красками рисует устройство мещанского быта и раскрывает ничтожность внутреннего мира «маленького человека» в столкновении с ним. Миша Бальзаминов (актер Алиев Али), стремящийся к удачной женитьбе, с одной стороны, простодушный романтик, мечтающий о светлых чувствах и любви, с другой же – испорченный и слабовольный сибарит, который полностью находится во власти своей матушки (актриса Зулейхан Багалова), но и она невечна, поэтому необходимо жениться на богатой, чтобы обеспечить свое будущее.
Спектакль получился ироничным и в некотором роде забавным. Внутренний мир главного героя Миши Бальзаминова раскрывается через его рассуждения, взаимодействие с другими персонажами, монологи и диалоги. Перед зрителем разворачивается завуалированный комичными ситуациями и фразами философский рассказ о людях, которых в некотором роде обидел Бог, не наделив умом, какими-либо способностями или талантами. Именно таковым и является главный герой Миша Бальзаминов – это, конечно, трагично, но зритель этого почти не замечает, потому что в то же время это довольно смешно.
У пьесы крайне интересное устройство фактуры, ведь реальность здесь посредничает со снами, фантазиями и мечтаниями.
В спектакле много деталей, которые работают на раскрытие образа главного героя: кружащиеся в танце невесты в снах Бальзаминова подчеркивают романтизм его натуры; деревянная лошадь на колесах, которую периодически вывозит служанка Матрена, когда мечтания Миши начинают зашкаливать, – метафора глупого, наивного, инфантильного мечтателя, чьи фантазии не имеют ничего общего с реальностью, ведь лошадь, с одной стороны, символизирует ум и мудрость, но она потому и деревянная, что этих качеств главный герой лишен. К тому же, это отсылка к известным полководцам, ведь в мечтах Бальзаминова нет-нет пробивается идея о славе военачальника. Древнюю игрушку — лошадку на колесиках — дарили детям, которые едва научились ходить. Этот предмет на сцене очень помогает дополнить представление о персонаже. Подсолнухи в доме Бальзаминова и щелкающая семечки Матрена усиливают впечатление о приземленности мещанского быта, его претенциозном характере.
В спектакле много музыки, танцев: переход от одной сцены к другой почти незаметен благодаря ярмарочной атмосфере, создаваемой залихватскими народными танцами массовки. Надо отметить работу балетмейстера Абдулы Магомадова, потому что хореографический ряд спектакля не только способствовал тому, что он воспринимается живо и легко, но и в некоторых случаях танцевальная пластика передает характер героев и их настроение в той или иной сцене, как, например, танго свахи (Джамили Шахбазовой) и богатой невесты (Сациты Ахмутхановой) во время удачной «сделки» или исключительная пластичность образа ковыляющего Чебакова Лукьяна Лукьяныча (Шамиля Алханова), использующего Бальзаминова в своих целях.
По-новому засиял и талант комедийной актрисы Ахмутхановой Сациты в роли богатой вдовы Домны Евстигневны Белотеловой. Мы привыкли видеть Сациту в комедийном амплуа в различных постановках родного театра, но здесь она была более чем убедительна, а ведь подобрать новые интонации и краски для очередной комедийной роли очень непросто. Зрители встретили выход актрисы на поклоны овациями.
Жизнь героев, имеющих определенное положение в обществе, пуста и однообразна. Скучающие барышни Анфиса и Раиса Пежёновы, пытающиеся интрижками и побегом вырваться из замкнутого мещанского круга – тому пример.
По-настоящему живо выглядят служанки в доме Бальзаминовых и Пежёновых – Матрена (Айшат Индербиева) и Химка (Хава Устарханова). Обе артистки справились со своими ролями на «ура», а Матрена своей мимикой и пренебрежительными интонациями смогла выразить не только презрение к образу жизни и мыслей своих хозяев, но и еще раз подчеркнуть их ничтожность.
Надо сказать, что театр им. Х. Нурадилова в своих постановках в последние годы стремится к тому, чтобы сценография соответствовала высокому уровню театрального мастерства, поэтому большое внимание уделяется декорациям, костюмам, бутафории, свету и другим элементам, которые позволяют в совокупности создать изобразительно-пластический образ на сцене. Визуальному эстетическому и художественно-образному восприятию «Женитьбы» также во многом способствовали яркие декорации и прочие составляющие оформления спектакля.
Спектакль вызвал активную реакцию зрителей на происходящее на сцене. Из зала то и дело слышались комментарии, сопутствующие репликам героев или их поведению на сцене.
На первый взгляд может показаться, что Миша Бальзаминов заслужил свою участь, ведь никчемность персонажа, его уход в иллюзорный мир от реальности, его неспособность к активным действиям очевидны. Даже жениться на богатой вдове ему удается благодаря стараниям матушки, свахи и воле случая. Но за образом этого «маленького человека» кроется и большая трагедия: он наивен как ребенок, прост в своих суждениях и не находит общего языка с тем миром, в котором ему приходится существовать. «Если б я был царь, я бы издал такой закон, чтоб богатый женился на бедной, а бедный на богатой; а кто не послушается – тому смертная казнь», — эти слова Миши Бальзаминова стали крылатыми. Это его способ решить проблемы социального неравенства в обществе, где нет места искренним чувствам.
Он, конечно, комичен, но в то же самое время вызывает сочувствие и жалость. Режиссеру спектакля и артистам, как мне кажется, удалось передать эту двойную психологическую нагрузку образа и заставить зрителя задуматься: Почему счастье и несчастье существуют рука об руку? Сделает ли «выгодная» женитьба счастливым героя или наоборот? И вообще: что есть счастье и какова его природа?
Автор: Лидия Довлеткиреева, к.ф.н.