Пьеса охватывает разные периоды чеченской истории. Она и о чеченцах раннего средневековья. О том, как около тысячи лет назад трансформировались чеченские традиции, зародившиеся еще раньше – в глубине тысячелетий.
Совет старейшин созывает воинов отразить атаку врага. По обычаям того времени, опоздавшего надлежит сбросить со скалы – в назидание другим. После того, как один воин намеренно является позже всех, дабы спасти реально опоздавшего и тем самым нарушившего «законы военного времени», Совет старейшин принимает решение сохранить благородному молодцу жизнь. Так отсекается то, что шло вразрез с растущим на тот момент приоритетом чеченской гуманистической традиции.
Другой временной пласт – начало ХХ века. Молодой человек, узнав о том, что его возлюбленная выходит замуж, убивает соперника во время его свадьбы. Он – кровник, который получает прощение, что хуже любого наказания…
В пьесе и, соответственно, в одноименном спектакле режиссера Хавы Ахмадовой, Гlойсум прощает Элси – убийцу своего сына, с условием, что он продолжит работать в кузнице. В старые времена ремесло кузнеца у всех народов считалось чрезвычайно важным, ведь мастер по металлу ковал подковы и кинжалы, столь жизненно необходимые в древности и средневековье, в том числе для отражения атак многочисленных захватчиков. Не случайно в драме «Выше гор» кузница находится в центре села как жизненно важный «объект». Однако для Элси явилось сущим наказанием возвращение к привычному труду, ведь, по чеченским обычаям, в случае прощения убийца изгоняется из села. Чувство глубокой вины, раскаяние, необходимость оставаться на виду односельчан, в том числе Гlойсума – Элси не выдерживает этой пытки и превращается в скитальца…
Верность слову – качество настоящего мужчины. Умри, но сдержи данное обещание. Иначе с презрением будет относиться к тебе и стар и млад. Таков смысл третьей истории, дошедшей до наших времен и считающейся былью.
В период Кавказской войны один из абреков попадает в руки властей во время нападения на банк города Кизляра. Его приводят к полковнику расположенного в городе гарнизона, который тут же объявляет, что разбойник будет повешен всем на устрашение. Перед казнью полковник дает осуждённому слово, тот просит отпустить его на сутки и заверяет, что ровно через двадцать четыре часа он будет на этом же месте и примет казнь. Полковник обращается к толпе и говорит, что отпустит абрека, если кто-нибудь поручится за него и останется вместо него в заложниках. Из толпы вызывается поручитель. Полковник предупреждает добровольца, что он будет повешен, если абрек к назначенному часу не вернётся. Сдержит ли абрек свое слово и готов ли он принять казнь?
Эта быль отражает традиционные ценности чеченцев: верность слову, долг превыше всего, мужество перед лицом испытаний, уважительное отношение к человеку чести, даже если это враг.
Полная драматизма постановка состоит из историй, объединенных одной связующей нитью – воспеванием красоты, мудрости и благородства чеченских народных традиций и обычаев, берущих своё начало в далеком прошлом, бережно передававшихся из поколения в поколение и являющихся незыблемым законом для современных потомков. Законом, который выше гор…